Содержание:
Типичным примером франчайзингового сотрудничества на фармацевтическом рынке являются аптечные сети. В случае с сетевыми аптеками правомерно говорить, что в этом случае можно добиться гораздо большего, чем начинать свой небольшой бизнес: покупать больше, иметь диверсифицированный портфель аптек, иметь устойчивое положение, получать более выгодные предложения от производителей, хорошо управлять маржой по отдельным категориям препаратов.
Данная модель сотрудничества используется практически во всех сферах бизнеса: в торговле (например, продуктовые магазины, АЗС, магазины бытовой техники/электроники или магазины одежды), в гастрономии, в сфере недвижимости, в сфере финансовых и банковских услуг, а также как в аптеке. Подробнее можно узнать на сайте https://franshizaapteka.ru/.
Анализируя развитие других рынков, можно предположить, что популярность этой формы сотрудничества среди фармацевтов может возрасти в короткие сроки.
Необходимое условие со стороны франчайзера — наличие того, что в просторечии называется «проверенной бизнес-идеей». Это несколько загадочное понятие означает знание, подкрепленное опытом, о том, как начать или изменить бизнес, чтобы успешно работать на рынке. Эти знания могут быть инновационными, т.е. могут быть связаны с ведением бизнеса, которого раньше не было на рынке, или традиционными – т.е. обучение тому, как правильно управлять бизнесом (такого типа большинство).
Независимость
Преимуществом сотрудничества на основе франшизы, безусловно, является независимость. Франчайзи и франчайзер действуют за свой счет, и только отдельные аспекты сотрудничества охватываются договором и ограничениями. Основная обязанность франчайзера состоит в том, чтобы лицензировать бренд и предоставлять знания о ведении данного бизнеса на постоянной основе в течение всего срока действия контракта, а основные обязанности франчайзи — соблюдение общих правил ведения бизнеса и оплата франчайзинговых сборов.
Договор франчайзинга относится к неназванным договорам, а потому существует большая свобода в формировании отношений между франчайзи и франчайзером. Сетевые специалисты в просторечии говорят о жесткой и мягкой франшизе, т.е. о более или менее формализованных отношениях и более или менее обязывающих партнерах.
Проверенная бизнес-модель
Франчайзер, помимо бренда, предоставляет в распоряжение франчайзи свое ноу-хау. Этот момент сложно описать — сколько отраслей и франчайзинговых систем, столько и разных пакетов знаний франчайзера. Подробности этих известны франчайзи только после подписания договора, так как это коммерческая тайна.
В случае с аптеками ноу-хау может касаться оценки потенциала местоположения аптеки, оценки местного рынка, конкуренции и потенциала самого помещения и на основе вышеизложенного — рекомендации наиболее подходящей системы обслуживания пациентов.
Кроме того, франчайзер может помочь в проектировании и обустройстве интерьера аптеки, визуализации экстерьера аптеки, разработке витрин, отображении бренда аптеки, определении правил выкладки продукции. Также может подсказать идеи в области внедрения ИТ-систем для управления продажами, склад и др. вместе с системами отчетности, а также при реализации программ лояльности для пациентов, организованных сетью.
Также франчайзер может предложить: типовые решения, связанные с ассортиментом и наценкой, реализуемой по отдельным ассортиментным группам, стандарты подбора и оценки сотрудников, системы обучения, помощь в координации рекламной деятельности аптечных сетей и рекламных акций, проводимых производителями лекарственных средств, а также предложить поддержку в продвижении аптеки.
Конечно, это не полный список. В случае ноу-хау, в зависимости от структуры договора, некоторые пункты могут быть обязательными или необязательными. Это относится, например, к участию аптеки в акциях производителя, заключающихся в размещении материалов производителя в пространстве аптеки.