Массаж детям. Роль массажа в разные периоды развития ребёнка

242

Массаж детям. Роль массажа в разные периоды развития ребёнка.

Двигательная способность человека развивается постепенно, проходя ряд последовательных этапов.

Сначала — это рефлекторные движения новорожденного, затем — скоординированная двигательная активность взрослого, которая может совершенствоваться на протяжении жизни.

Развитие двигательных функций ребёнка достаточно сложный процесс, определяемый как поэтапным созреванием центральной нервной системы, так и различными внешним факторами.

Зрелость ЦНС обеспечивает возможность работы мозга, а это основа формирования произвольной двигательной активности.

Для запоминания и овладения теми или иными движениями, ребёнку необходимо пройти несколько этапов, которые являются фундаментом для выполнения следующих навыков. Как пример: ребёнку необходимо научиться держать голову и выпрямлять спину, только тогда он сможет сидеть.

В случае нарушения правильного положения частей тела относительно друг друга, будет нарушаться траектория движений, что приведёт к синдрому двигательных нарушений. В результате затрудняется формирование правильных анатомических и функциональных связей между разными центрами и уровнями регуляции мышечного тонуса и движения. А это приводит к изменению и задержке моторного развития.

С каждым скачком роста эти процессы будут усугубляться. Таким образом, синдром двигательных нарушений будет прогрессировать, что, в первую очередь, заметно отразится на нарушении осанки.

Пять основных временных интервалов развития ребёнка:

Новорожденный возраст: со дня рождения до месяца.

Грудной возраст:
с 1 до 3 мес.;
с 3 до 6 мес.;
с 6 до 9 мес.;
с 9 до 12 мес.

Грудной возраст поделён на несколько периодов, в которых необходимо выполнять определённые задачи.

Массаж детям. От месяца до трех

Главные задачи:

  • Снятие гипертонуса, путём уравновешивания сгибателей и разгибателей;
  • Активизация различных ручных умений;
  • Обучение положительным эмоциям.

В массаже используются приёмы лёгкого поглаживания. Выполняется растирание стоп.
В гимнастике — рефлекторные упражнения: ползание, разгибание позвоночника, упражнение для стоп. Необходимо выкладывать ребёнка на животик, чтобы правильно формировался шейный лордоз.

Массаж детям. От трех до четырех месяцев

Первоочередные задачи:

  • Полное уравновешивание сгибателей и разгибателей;
  • Стимуляция деятельности ручек;
  • Обучение навыкам изменения положения тела.
  • В приёмы массажа добавляются: растирания, разминания, вибрация.

В гимнастику вводятся пассивные и рефлекторные упражнения. Действия направлены на начальную тренировку мышечного корсета, прививания навыка поворота со спинки на животик, для формирования поясничного лордоза.

Массаж детям. От четырех до шести месяцев

Основные задачи:

  • Абсолютное уравновешивание мышц антагонистов;
  • Укрепление мышц спины, попытки обучить держанию спинки вертикально;
  • Воспитание двигательных навыков в ответ на звуковые сигналы.

Массаж — приёмы поглаживания, растирания, разминания и вибрации.
Гимнастика — упражнения на развития мышечного корсета, удерживания тела в вертикальном положении.

Массаж детям. От шести до десяти месяцев

Необходимые задачи:

  • Обучение ползанию;
  • Укрепление всей мускулатуры;
  • Координация ритмичности движений;
  • Развитие понимания речи.

Массаж — те же манипуляции, что и в предыдущий период.
В гимнастике — выполнение пассивно-активных упражнений и уроков на обучение способности изменять положение тела.

Массаж детям. От десяти до четырнадцать месяцев

Важные задачи:

  • Обучение максимальному разнообразию движений;
  • Выработке привычки к самостоятельной деятельности.

Выполняются все приёмы массажа, пассивные и активные упражнения с использованием предметов.

Источник