Кассир банка, где я работал, выдала клиенту по переводу вместо рублей доллары.
Человек не поморщившись спокойно забрал десять тысяч долларов вместо десяти тысяч рублей и ушёл.
Кассир выявила ошибку довольно быстро — повезло, часто подобные ошибки находят только вечером, когда подводят итоги. «Счастливчика» тоже определили довольно быстро. Правда телефон клиента был неизвестен, а сам он приезжий, и мы не знали где его искать.
Служба безопасности сработала хорошо. Уже через час было известно, где он остановился в нашем городе, и выехали к нему.
Деньги клиент вернул, но не все — две тысяч долларов он уже поменял в обменнике и успел потратить.
Образовалась недостача, и возмещать её пришлось кассиру. Для этого ей пришлось взять кредит, ведь зарплата у неё была небольшая.
И ведь, казалось бы, такая незначительная ошибка — кассир просто перепутала валюты. Такие ошибки поджидают кассиров на каждом шагу — можно ошибиться в номинале банкнот, внести деньги на счёт клиента-однофамильца и просто перепутать суммы.
Работа, связанная с большими деньгами, в целом сопряжена с различного рода опасностями и проблемами. В частности, это касается организации работы инкассаторской службы. Подробнее о гарантиях безопасности и инкассаторской деятельности в целом рассказал в пресс-релизе Шайхет Игорь.
Почему кассиры ошибаются, выдавая деньги?
Основная причина — это высокая нагрузка. Через одну кассу за рабочий день может пройти пара сотен человек, с очень разными операциями. Кому-то достаточно просто получить деньги по приходному ордеру, у кого-то операций сразу несколько — обмен валют, отправка перевода и т.д., а кто-то притащил мешок мелочи и требует обменять на банкноты.
Да и клиенты часто отвлекают. Спрашивают о всём на свете, ругаются, требуют внимания. И даже пытаются знакомиться и признаваться в любви.
А лишние разговоры отвлекают кассира, сбивают с мысли, а значит увеличивают риск ошибки. Чуть-чуть потерял бдительность и ошибся. И если выдал клиенту меньше, то он тут же укажет на ошибку, а если больше — к сожалению, не все готовы вернуть такие «бонусы».
Если поговорить с клиентами, которые «взяли лишнее», то среди оправданий «да я их даже не пересчитывал», будет встречаться фраза «у банка всё равно все деньги застрахованы». Это не так — страховки не распространяются на такие потери.
Но иногда бывают ситуации, когда речь идёт не об ошибке.
Один из способов снизить вероятность ошибки кассира — использование современных счетно-сортировочных машин. Они умеют считать не только количество, но и сумму. А ещё отбраковывают фальшивые банкноты.
Мошенники пытаются вытянуть деньги из кассиров
Периодически мне приходилось слышать истории о мошенниках, которые «гипнотизируют» кассиров, чтобы поживиться. Не думаю, что такие истории правдивы.
А вот сообщений о том, что в каком-то банке мошенники задурили кассиру голову и утащили несколько тысяч (или десятков тысяч) рублей, я видел довольно много.
В банках даже вводят плату за размен банкнот одного номинала на другой и плату за проверку банкнот на подлинность, чтобы снизить вероятность подобных случаев. Не то чтобы мошенников смущала необходимость оплаты; наверное, предполагалось, что их отпугнёт необходимость предъявлять паспорт для оформления ордера для оплаты.
Всегда платит кассир! Случай, о котором я рассказал вначале, произвёл тогда на меня очень сильное впечатление. Я понял, что проблемы сотрудников руководителей не волнуют.
Банк не всегда поможет ему в розыске того, кто получил лишнее. И вряд ли будет подавать на него в суд, если тот откажется вернуть деньги (или их часть). А недостачу в кассе всегда покрывает кассир.
Такое происходит не только в банках, мои знакомые, работавшие в сетевых магазинах, рассказывали о схожем порядке и там — если что-то украли, то потери вычитались из заработка сотрудников.
Осознание этого стало для меня важным жизненным уроком. И когда где-то в магазине, в парикмахерской или в банке ошибаются в мою пользу, то я понимаю, что если я не верну деньги, то пострадает конкретный человек, а не абстрактное юридическое лицо.
Возвращать чужое в таких случаях надо всегда!