Фильмы Рязанова давно входят в Золотой фонд отечественного кино. Про знаменитого режиссера уже очень много написано и сказано.
Я лишь хочу добавить несколько штрихов к образу этого талантливого человека, используя выдержки из его же интервью и автобиографической книги:
«Я был самым молодым студентом ВГИКа – меня приняли в 16 лет. Как-то раз, уже в конце второго курса, после очередного творческого спора с преподавателем Григорием Михайловичем Козинцевым он сказал:
«Нам придется расстаться, мы отчисляем вас из института. Вы еще слишком молоды». Я тут же парировал:
«Когда вы меня принимали, я был на два года моложе. Вы могли бы это заметить уже тогда». Сраженный убийственной логикой, он улыбнулся: «Тоже верно. Черт с вами, учитесь!»
«Своим успехом я во многом обязан Ивану Александровичу Пырьеву, который сразу после окончания института почти насильно загнал меня в комедию.
После нескольких фильмов, где я выступил сорежиссёром, и, наконец, получил право снять фильм самостоятельно, мне приносят сценарий «Карнавальной ночи».
Потом позвонил Пырьев и сказал, будешь снимать это, либо вообще ничего снимать не будешь – ты меня знаешь.
А позже, после успеха «Карнавальной ночи», он мне сказал: «Драмы у нас все снимать умеют, так что, Рязанов, не будь дураком, делай то, что у тебя получается и доступно немногим»
«Каждая моя комедия проходила тройной контроль со стороны цензуры. Идиота Огурцова из «Карнавальной ночи» сочли спекуляцией на тему борьбы с бюрократизмом.
За Деточкина из фильма «Берегись автомобиля» досталось не только мне, но и Смоктуновскому – за излишнюю романтизацию образа вора.
«Старики-разбойники» — обидела органы юстиции, «Дайте жалобную книгу» — клевета на работников общепита.
А против «Гусарской баллады» первое время выступала сама Фурцева – ей очень не понравилось. Что всеми почитаемого героя русской истории Кутузова сыграл комик Игорь Ильинский»
О годах, когда Рязанов женился на Нине Скуйбиной: «…это был период, когда мне очень хотелось сделать что-то глубоко лирическое.
И если бы мне тогда разрешили снять «Мастера и Маргариту», то, скорее всего, не было бы «Иронии судьбы…» и «Служебного романа»
«Когда снимали фильм «Дорогая Елена Сергеевна», то еще совсем молодые Дмитрий Марьянов, Наташа Щукина и Федор Дунаевский очень здорово играли подонков.
Я это от них даже не ожидал. Было видно, что они прекрасно чувствуют себя в этих образах.
Потом дома все никак не мог уснуть: «Как страшно жить среди таких чудовищ! Что будет со страной, когда они повзрослеют?»
В 1987 году на шестидесятилетие получил письмо: «Я хочу рассказать вам невероятную историю. Моя приятельница решила распрощаться с жизнью.
Купила бутылку коньяка и несколько пачек люминала, сделала прическу, маникюр, надела самое нарядное платье — хотела быть красивой и после смерти. Все это она делала совершенно спокойно и сознательно.
Подготовилась, села в кресло, включила телевизор. А на экране Ширвиндт покупал в палатке бутылку шампанского — как раз самое начало «Иронии судьбы» … Это было в 1978 году. Моя приятельница жива до сих пор»