Звездная жизнь

Комедия, о которой не любил вспоминать Леонид Гайдай

Этот фильм, по сравнению с другими картинами Гайдая, прошёл почти незамеченным. Его нельзя было назвать провалом, но и успешным, как это обычно получалось у знаменитого режиссёра, этот фильм не был. Речь идет о кинокомедии 1977 года «Инкогнито из Петербурга».

Позже, Леонид Иович рассказывал, что комедию Гоголя он захотел снять сразу после фильма «Не может быть!». Он еще тогда для себя распределил всех персонажей среди актёров.

В роли Хлестакова он отчётливо видел Олега Даля, на роль Городничего он решил пригласить Папанова, а на роль слуги Хлестакова Сергея Филиппова. На остальные роли тоже были подобраны вполне достойные актёры.

Гайдаю казалось, что в этой комедии Гоголя было всё, что он так любил в кино: сатира в диалогах, юмор в эксцентрике и движениях, а также хорошая динамика в самом сюжете.

Поэтому вместе с Владленом Бахновым сценарий они написали очень быстро. В то время Гайдай уже имел большой авторитет не только среди актёров, но и у начальства, поэтому сценарий утвердили почти без правок. Но вот с подбором актёров вышла заминка.

Во-первых, неожиданно для Гайдая отказался сниматься Олег Даль. Актёр мотивировал это тем, что в этой комедийной роли он не сможет быть убедительным. Леонид Иович попробовал его уговорить, но Олег был непреклонен.

Директор картины Эдуард Александрович Волков, узнав об этом отказе Даля, облегченно вздохнул, так как в те годы Олег уже серьезно страдал алкоголизмом и мог неожиданно уйти в длительный запой в любое время.

В запасе Гайдай держал второй вариант – Андрея Миронова. И уже собрался пригласить его, но вдруг узнал, что тот в это же время уже дал согласие на роль Остапа Бендера в комедии «12 стульев» у режиссера Марка Захарова.

Смотрите также:  Вечно улыбающаяся на экране Светлана Пермякова дома по ночам плакала в подушку

В принципе, Миронов мог бы совместить съемки у обоих режиссеров, но Гайдай передумал его приглашать. Ему было неприятно, что другой режиссер решил переснять «12 стульев» всего через пять лет после успеха его комедии.

Он считал это авантюрой и был очень недоволен тем, что Андрей решил в этой авантюре участвовать. Поэтому вопрос исполнителя Хлестакова повис в воздухе. А Гайдай понимал, что это была ключевая позиция в фильме, от которой зависело всё.

В конце восьмидесятых, в телепередаче «Кинопанорама» он признался, что когда отпали два основных актёра на роль Хлестакова, он впервые пожалел о том, что вообще начал работать над этим фильмом. Но деваться было некуда, так как уже были утверждены бюджет и сроки.

Гайдай пересмотрел на роль Хлестакова более десятка кандидатур, пока не остановился на молодом театральном актёре Сергее Мигицко. Он ему понравился в фильме «Соломенная шляпка», где Сергей показал себя именно как комедийный актёр, а это для Гайдая было главным.

Фильм сняли достаточно быстро, но худсовет начал критиковать работу режиссера еще на предварительных просмотрах.

Руководство «Мосфильма» посчитало, что Гайдай чересчур удалился от классики и внёс в фильм интонации, которых нет у Гоголя.

Позже Гайдай рассказывал, что этот фильм был самым тяжёлым в плане его защиты перед начальством. Он отстоял почти всё, кроме названия самой картины.

Ему пришлось отказать от классического названия «Ревизор» и заменить его на «Инкогнито из Петербурга», потому что в худсовете его фильм посчитали чуть ли не кощунством над Гоголем.

Комедия вышла в прокат летом 1977 года и прошла почти незамеченной зрителями. Это был первый фильм Гайдая за двадцать лет, который не добился явного успеха. Фильм не был провальным, так как выполнил своей план по сборам.

Смотрите также:  В социальной сети бурно обсуждается внешность 47-летней Русланы: «Она уже совсем не та»

Но для самого Леонида Иовича это казалось полным провалом. Во-первых, тут же подняли головы его враги и критики, которые раньше побаивались его кусать, так как успехи всех предыдущих комедий были очевидными.

Во-вторых, для начальства киностудии он перестал быть тем режиссером, который всегда добивался успеха. А это было болезненным ударом по самолюбию самого Гайдая.

Сегодня многие историки кино считают, что этот фильм Гайдая стал «началом конца» его гениальной серии советских комедий.

Все последующие работы режиссера, по мнению большинства кинокритиков, уже шли по нисходящей линии успеха.

Да и сам Гайдай потом очень редко вспоминал об этой комедии. На моей памяти только один раз в той уже «перестроечной» телепередаче в гостях у Рязанова, где он откровенно признался в том, что пожалел об этом фильме.

Источник

Поделиться в соцсетях

Оставить комментарий