Звездная жизнь

Как на самом деле закончилась жизнь прототипа главного героя фильма «Девять дней одного года»

В 1962 году на экраны страны вышел фильм режиссера Михаила Ромма о физиках-ядерщиках, который вызвал огромный отклик у критиков и зрителей. И, наверное, только период оттепели позволил снять такой новаторский во всех отношениях фильм.

Во-первых, это тема картины, о которой в то время боялись говорить даже шепотом. Исследования в области ядерной физики в те годы были даже более секретными, чем космос. Все знали, что такие работы ведутся, но никто даже не представлял — а что это такое?

Кроме официального заявления о том, что СССР стал обладателем не только первого мирного реактора, но и атомной бомбы, больше никаких подробностей никогда и нигде не сообщалось.

А тут полнометражный художественный фильм, который рассказывает о подобных работах в СССР (я не хочу тратить ваше время на описание содержания этой картины, поэтому моя статья будет понятна тем читателям, которые смотрели этот фильм и помнят сюжет).

Во-вторых, Ромм впервые использовал нетрадиционную постановку фильма.

Который был составлен из разрозненных сцен, связанных между собой только общей идеей сюжета с некой условной календарностью.

Когда руководство «Мосфильма» ознакомилось со сценарием будущего фильма, все предрекли ему полный провал.

Только авторитет Михаила Ромма, который до этого снял такие эпохальные фильмы, как «Ленин в Октябре» и «Адмирал Ушаков», позволил ему добиться разрешения начать работы, а потом довести дело до конца.

И фильм, к удивлению этих недалёких чиновников, стал абсолютным лидером проката 1962 года, обогнав такие популярные картины, как:

«Королева бензоколонки» (заняла второе место), «Семь нянек», «Деловые люди», «Дикая собака Динго», «713-й просит посадку», «Молодо-зелено» и еще около десятка фильмов, премьера которых состоялась всё в том же 1962 году.

Смотрите также:  «Вел себя неадекватно»: 20-летняя дочь Распутиной ушла из дома и отреклась от отца

Уже много лет спустя племянник киносценариста Даниила Храбровицкого рассказал о том, как появилась идея снять этот фильм.

На одном из кремлёвских фуршетов, посвященном очередной годовщине Октября, Даниил Яковлевич случайно познакомился с физиком-ядерщиком, которого в те дни закрытым указом представили к правительственной награде.

Этот физик, узнав, что его новый знакомый является киносценаристом, рассказал ему реальную историю про одного молодого учёного, который ради науки отдал свою жизнь, но так и остался неизвестным.

Не раскрывая имён и сути исследований, он кратко рассказал, что этот еще молодой и очень талантливый ученый (ему не было и сорока), пытаясь совершить важное открытие, получил большую дозу радиации, но так и не добился ожидаемого научного результата.

Когда он скончался от лучевой болезни, специальная комиссия признала его метод ошибочным, а руководство даже посчитало его виновным в бессмысленной трате огромных государственных средств на дорогостоящее оборудование.

Которое было изготовлено по его заказу. Его имя было засекречено при жизни, поэтому осталось засекреченным и после смерти.

Его бесславно похоронили на обычном городском кладбище в родном провинциальном городке, куда тело привезли, чтобы с ним могли попрощаться родители, которые даже не догадывались о том, чем занимался их сын.

Им сообщили что их сын умер от онкологического заболевания, его тихо похоронили и забыли. Но остались его коллеги и друзья, которые его любили и уважали при жизни, и помнили после смерти.

А физик, который рассказал эту грустную историю сценаристу, был одним из них. Но в то время он и сам был засекречен. Это был академик, лауреат Нобелевской премии Игорь Евгеньевич Тамм.

Он проводил исследования по той же теме и отрицательный результат коллеги уберег его от подобной ошибки. И это позволило ему чуть позже добиться выдающегося результата.

Смотрите также:  «Ого! Ксения, оказывается и не Собчак вовсе!»: официальное признание Людмилы Нарусовой

Он специально рассказал историю Храбровицкому, чтобы киношники в память о его товарище сняли фильм.

И пусть фильм будет без имён и немного о другом, но те, кто знал этого учёного и помнил о нём, посмотрев этот фильм, наверняка бы поняли, кому он посвящен.

И это было бы той данью любви и уважения к этому самоотверженному и достойному человеку. Позже, когда Михаил Ромм получил разрешения снять фильм, академик Игорь Тамм стал главным консультантом картины.

Он сделал всё, чтобы герой Баталова был максимально похож на свой реальный прототип. И не только он, но и все остальные персонажи фильма были похожи на его окружение. Возможно именно поэтому картина получилась очень правдоподобной и живой.

Момент съёмок сцены в ресторане. На переднем плане слева направо: режиссер Михаил Ромм, Иннокентий Смоктуновский, оператор Герман Лавров, Татьяна Лаврова, Алексей Баталов.

Фильм кончается достаточно оптимистично — главный герой ожидает операцию, и все зрители верят, что она будет успешной. Но в жизни финал этой истории был значительно грустнее.

Врачи не взялись делать ему операцию. Сказали, что уже бесполезно. Хотя, скорее всего, просто испугались брать на себя ответственность, когда вероятность успеха была почти нулевой — всё-таки он был важной персоной.

Ученый протянул в больнице около месяца. Перед смертью он ослеп, испытывал сильные боли, но голова продолжала работать.

Он уже в больнице сам осознал свою научную ошибку и успел об этом поделиться со своим товарищем (Игорем Таммом).

Мне кажется, если бы создатели фильма сняли бы эту историю до конца, то было бы значительно хуже. А так они остановились в нужном месте и всем подарили надежду.

Смотрите также:  За что женщины так любят фрика-бодибилдера: 6 браков Александра Шпака

Источник

Оставить комментарий