Веселая, задорная, жизнерадостная толстушка. Вокруг нее всегда царила атмосфера радости и тепла.
Ее любили все — преподаватели, режиссеры, коллеги по театру, молодые актеры, которых она опекала и для которых была наставником, и, конечно же, зрители.
Ольга Викландт не только умела создавать хорошее настроение, она делилась им со всеми окружающими.
Ольга Викландт — известная советская актриса. Родилась в Москве 24 ноября 1911 г. в семье латышского предпринимателя, перебравшегося в столицу.
Он строил и продавал дачи в Подмосковье, а позже открыл большой строительный магазин в центре города.
Мама воспитывала двух дочерей. После окончания школы Ольга поступила в театральный техникум при театре МОПС (театр Моссовета).
Ее преподавателем был известный актер и режиссер Василий Ванин, который считал Викландт своей самой талантливой ученицей. Позже он стал ее мужем.
После окончания техникума Ольга поступила в труппу МОПСа, где играла роли разноплановые и острохарактерные: в «Вассе Железновой» — Людмилу, Эмилию в «Отелло»,
в «Трактирщице» — Мирандолину и др., а через несколько лет Ванина пригласили возглавить театр им. Пушкина. Несмотря на то, что к тому времени супруги уже развелись, Ванин пригласил Викландт в свой театр.
На сцене театра им. Пушкина Ольга Викландт играла яркие роли, благодаря блестящему актерскому дарованию и необыкновенной женственности и обаянию:
в «Свадьбе Кречинского» А.Сухово-Кобылина — Атуеву, в «Невольницах» А.Островского — Марфу, в «Каменном гнезде» Х. Вуолийоки — Старую хозяйку Нискавуори и мн. др.
Театралы стремились попасть на спектакли с участием Викландт, имя ее гремело на всю Москву. В 1949 г. она была награждена Сталинской премией второй степени за роль Степаниды Левашовой в спектакле «Обида» Е. Мальцева и Н. Венкстерн.
Неоднократно актриса становилась победительницей театральных фестивалей — была лауреатом фестиваля «Московская театральная весна-71» за исполнение роли Сурогиной.
А в 1981 получила первый приз Фестиваля драматического искусства в Финляндии за исполнение роли Старой хозяйки Нискавуори.
Многие кинорежиссеры звали Ольгу Викландт сниматься, и любители кино отлично знают ее по фильмам «Счастливый рейс» (Анна Ивановна), «Садко» (Царица-Водяница),
«За двумя зайцами» (мадам Нинон), «Сказка о царе Салтане» (Бабариха), «Двенадцать месяцев» (Мачеха) и др.
Ольга Артуровна обожала театр. Когда-то Леонид Филатов сказал: «Она играла много и успешно. Много играла в кино – кинематограф её очень любил. А она любила театр…». По-моему, не просто любила — относилась к нему с каким-то священным трепетом.
Личная жизнь Ольги Викландт связана с двумя мужчинами. Первый муж — Василий Ванин, любитель женского пола, известный сердцеед и донжуан.
Ольге Артуровне нелегко приходилось мириться с увлечениями мужа, и в итоге она подала на развод. Несмотря на это, они остались хорошими друзьями и продолжали работать в одном театре.
Во время войны их театр был эвакуирован в Чимкент. В этом городе труппу пополнил молодой актер Михаил Названов. Человек с тяжелой судьбой, отсидевший 5 лет в лагерях, изумительно талантливый драматический актер, необыкновенно одаренный музыкально.
Любовь между Ольгой и Михаилом вспыхнула с первого взгляда. После возвращения театра из эвакуации в августе 1943 года,
Михаил каждый день писал Ольге нежные письма (ему запрещено было приезжать в Москву). И лишь в мае 1944 года, когда с Михаила была полностью снята судимость, пара наконец воссоединилась.
Об их любви слагали легенды, они были счастливейшей семьей. Михаил Михайлович гордился женой, восторгался её умением создать лёгкую, душевную атмосферу в доме и её кулинарным талантом.
Он называл свою музу Мирандолиной и поклялся, что поставит для нее фильм. Так и произошло — он снял в качестве режиссера «Хозяйку гостиницы», в котором Викландт блестяще исполнила роль Мирандолины, а Названов — кавалера Рипафратта.
Они прожили в счастье и любви 22 года. Вот только детей у них не было. Когда мужа не стало, Ольга Артуровна по завещанию Михаила Михайловича развеяла его прах над Черным морем — он обожал Крым и просил развеять там его прах.
После смерти мужа Ольга Артуровна очень тосковала, и хотя продолжала еще долгое время играть на сцене, стала более замкнутой, отчужденной.
Да и в театре со временем ей стали давать уже незначительные роли. Она подала заявление об увольнении, замкнулась в себе, общалась только с племянницей, ее детьми и мужем.
В 1995 г. Викландт упала, сломав шейку бедра. Ей шел 84-й год. Театр и друзья не забыли актрису, ее навещали и помогали чем могли. Но Ольга Артуровна понимала, что в ее возрасте она вряд ли сможет когда-нибудь встать на ноги.
В один из дней, лежа на больничной койке, Ольга Артуровна замолчала, отвернулась к стене и перестала принимать пищу. Она больше не хотела жить, ушла тихо, не желая никому быть обузой.
Оставить комментарий