29 апреля исполнилось 60 лет звезде кино 1980-х гг. Светлане Амановой. Зрителям она запомнилась по ролям в фильмах «Спортлото-82», «Зимний вечер в Гаграх», «Накануне» и др.
Тогда ее называли одной из самых красивых и многообещающих молодых актрис, но вскоре она надолго пропала с экранов. Однако из профессии Аманова не ушла.
Все это время она продолжала выступать на сцене Малого театра, где, как говорили, у нее был тайный роман с Виталием Соломиным.
Почему актриса никогда не комментировала этого факта, и по какой причине так мало снималась в кино – далее в обзоре.
Первые шаги в профессии
Творчеством Светлана Аманова увлекалась с самого детства, вот только поначалу ее больше привлекала музыка. Она окончила Гнесинскую школу-семилетку по классу скрипки.
И родители надеялись, что она свяжет свою жизнь с классической музыкой – как мама, которая была пианисткой.
Однако ее так увлек театр, что после школы Светлана решила поступать в театральный вуз.
В Щепкинское театральное училище ей удалось поступить с первой же попытки, и еще во время учебы она сыграла свою первую роль в кино – в фильме «С вечера до полудня».
Еще через год Светлана получила главную роль в фильме «Путешествие будет приятным». Правда, зрители вряд ли запомнили ее первые роли.
Сразу после завершения учебы она стала актрисой Малого театра и выступает там до сих пор. Аманова вспоминала:
«Когда меня приняли в труппу Малого театра, поначалу у меня было много вводов в спектакли.
Я не верила своему счастью, что выхожу на сцену с великими мастерами – Царевым, Ильинским, Нифонтовой, Самойловым».
Те артисты, с которыми она выступала на одной сцене, во многом сформировали ее представления о творчестве и поставили высокую планку в профессии, что понижать ее она не имела права. Впоследствии именно это и сказалось на дальнейшем развитии ее кинокарьеры.
Звездный час
Еще во время учебы на 4-м курсе Светлану Аманову пригласили на пробы на главную женскую роль в фильм Леонида Гайдая «Спортлото-82».
Ее конкуренткой была сама Лариса Удовиченко, но, к счастью для студентки, режиссер решил, что звезда не подходит по возрасту другим персонажам.
Подготовительный период к съемкам длился больше года – Леонид Гайдай и Владлен Бахнов писали сценарий, режиссер проводил пробы, присматриваясь к молодым актерам.
Но томительное ожидание оказалось не напрасным – актриса получила роль, которая в 21 год превратила ее из никому не известной студентки в одну из самых популярных актрис в СССР.
О работе с Гайдаем Аманова всегда вспоминала с особенной теплотой и не уставала его благодарить за подаренный ей шанс:
«Сниматься у Леонида Гайдая – это как выиграть лотерейный билет. Я была начинающей, неопытной актрисой, волновалась перед каждой съемкой.
Боялась разочаровать Леонида Йовича, который в меня поверил. Я много приобрела в профессиональном и человеческом плане от общения и работы с таким удивительным режиссером…
Он дал мне возможность заявить о себе как об актрисе. Он был умнейший, порядочнейший, очень ранимый, интеллигентный человек.
Внешне по нему никогда нельзя было сказать, что он снимает комедийные фильмы. Всегда серьезный, настроенный на работу, и никогда не комиковал, не стремился никого насмешить.
Всегда был занят одним делом – стремился делать хорошее кино для людей. Чтобы люди смеялись и могли пересматривать, заряжаясь положительными эмоциями. Его фильмы, как лекарство, облегчали жизнь зрителю».
После выхода фильма на экраны на юную актрису обрушилась всесоюзная популярность. Комедия «Спортлото-82» стала лидером кинопроката в 1982 г. и заняла 25-ю позицию в списке самых кассовых фильмов за всю историю существования советского кинематографа.
Ее посмотрело 55,2 млн человек! Светлану Аманову приглашали на телевидение, брали у нее интервью, в Малом театре она начала получать главные роли.
Именно ее успехи в театре и стали для актрисы лучшей наградой за триумф в кино, поэтому следующие 3 года она не снималась и полностью сосредоточилась на театральных постановках.
Упущенные шансы
Казалось бы, после такого триумфального дебюта перед ней были открыты все двери, но ее дальнейшую кинокарьеру нельзя было назвать успешной.
Спустя 3 года Светлана Аманова снялась в фильме «Зимний вечер в Гаграх», затем была главная роль в экранизации романа И. Тургенева «Накануне».
Роль королевы Англии в фильме «Ричард Львиное сердце», роль второго плана в мелодраме по мотивам повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка» – и, пожалуй, заметных ролей больше не было.
А Таня из «Спортлото-82» так и осталась вершиной ее кинокарьеры. Во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. актриса появлялась на экранах, в основном, в фильмах-спектаклях.
О причинах своего неуспеха в кино актриса говорила:
«Поначалу я отказывалась от ролей в тот период, когда у меня было много приглашений. К тому же я была плотно занята в репертуаре Малого театра.
У меня не было возможности ездить в экспедиции. Хотя интересные предложения поступали. Но мне почему-то казалось, что кино никуда не денется…
Так сложилось, что у меня самый расцвет – и женский, и профессиональный – пришелся именно на те времена, когда кино в стране практически не снималось.
Эти годы реально выбили меня из обоймы. После долгого перерыва тебя, конечно, начинают забывать, появляются новые имена.
К тому же режиссеры стали искать другие лица, потребовались типажи «из народа».
С Леонидом Гайдаем актриса поддерживала отношения до его последних дней. Он предлагал ей роль в своем фильме «Операция «Кооперация», но она вынуждена была отказаться, так как на тот момент ждала ребенка.
Позже режиссер пригласил ее в фильм «На Дерибасовской хорошая погода…» на фотопробы, в которых она снималась вместе с Дмитрием Харатьяном, но в итоге была утверждена другая актриса.
Тайный роман
Все это время Светлана продолжала выступать на сцене Малого театра, где ей доставались такие роли, о которых каждая актриса может только мечтать.
Одним из ее партнеров был Виталий Соломин, который работал с ней и в качестве режиссера, и в качестве актера.
В театре все знали, что на протяжении многих лет у них был роман, но сами артисты никак не комментировали этих слухов, ведь Соломин был женат.
На все вопросы на эту тему Аманова всегда отвечала уклончиво и не пыталась эксплуатировать имя знаменитого актера, чтобы лишний раз привлечь к себе внимание, как это делали многие ее коллеги.
Супруга Виталия Мария Соломина знала об их романе, но она была очень любящей и мудрой женщиной и уже после его ухода однажды сказала Амановой: «Да, я понимаю, ему нужна была муза».
А сама Светлана по этому поводу говорила: «Знаете, в свое время Виталий на такие вопросы не отвечал и считал недопустимым говорить на такие темы.
Тем более обсуждать их в прессе. Я тоже так считаю. Виталий очень дорожил своей семьей, гордился своими девочками.
Я знала, что войти в ближний круг Соломина –и человеческий, и творческий – очень непросто.
Многие слагаемые должны были совпасть, чтобы он принял человека, начал с ним общаться, работать, доверять.
И если говорить честно, наши отношения были не столько любовной, сколько душевной близостью».
При этом актриса не отрицала, что Соломин очень многое для нее значил: «Да, было понятно, что между нами пролетела искра.
Знаете, бывает такой контакт, когда не надо придумывать, о чем с человеком говорить, – рядом с Виталием я была сама собой…
Знаете, со временем наши отношения переросли почти в родственные, мы стали очень близкими людьми. Но у каждого была своя жизнь.
Я вышла замуж, родила дочь. Потом мы с мужем разошлись… И у меня появились другие увлечения…
Виталия безумно не хватает, он был уникальным человеком – и как мужчина, и как творческая личность.
Его невозможно было не любить: в него были влюблены практически все актрисы театра и те, с кем он работал в кино».
В наши дни
Светлана Аманова замуж больше не выходила, хотя в ее жизни была большая любовь, о которой она до сих пор вспоминает с теплотой.
Мужчина решил эмигрировать в США, а она не решилась уехать от матери, друзей, из любимого театра – в неизвестность, где не представляла, чем будет заниматься.
О своем решении она позже не жалела – только о том, что больше не встречала такой любви. Ее дочь Катя получила профессию продюсера и работает на «Мосфильме».
А сама Светлана продолжает выступать на театральной сцене и время от времени возвращается на съемочную площадку. Правда, снимается она очень редко.
Не хочет снижать планку, поставленную еще в молодости, и терять уважение и коллег, и зрителей.
К тому же театр для него всю жизнь оставался на первом месте – для нее это действительно стало призванием и служением.
Оставить комментарий