Старшее поколение хорошо помнит популярного актера театра и кино Николая Гриценко. Он был великолепным артистом, но при этом сложным человеком, о котором у его современников были разные мнения, иногда диаметрально противоположные.
Кто-то считал его хорошим товарищем, настоящим тружеником и талантом. А кто-то наоборот, уверял, что Гриценко был тяжелый и склочный человек, который не любил никого, кроме себя. И все близкие страдали от его выходок и поступков.
Его артистическая карьера началась еще до войны в Московском театре имени Вахтангова. В 1937 году он был принять в труппу театра и прослужил там до самой смерти в 1979 году.
Причем пришел он в театр хоть и молодым, но исключительно образованным актером. Сразу после школы он поступил в Киевский драматический техникум.
Потом продолжил свое образование в театральном училище при МХАТе, затем он успешно окончил театральную школу при Театре Советской армии, и уже поступив на работу в театр Вахтангова, он продолжил обучение еще и в училище имени Щукина, которое окончил в 1940 году.
После начала войны, несмотря на выданную в театре бронь, пришел в военкомат и потребовал направить его на фронт.
Военком вначале даже пристыдил Николая, мол, государство деньги потратило на твое образование, а ты хочешь всё прахом пустить, так как военный из тебя наверняка никудышный и, скорее всего, на фронте быстро погибнешь.
Но Николай настоял, сославшись на указ правительства для гражданских добровольцев. Военком сдался, но не стал брать грех на душу и направил не на фронт, а так как он имел высшее образование, пускай и театральное, послал его в школу красных командиров, расположенную в Архангельске.
Приняв присягу и поступив на службу, он стал курсантом командирской школы и не переставал писать рапорты с просьбой направить его на фронт. Но там ему напомнили, что он теперь человек военный и должен выполнять приказы. А руководство приказывает не воевать, а учиться.
Николай смирился, но на втором курсе сильно простудился, получил тяжелую двухстороннюю пневмонию и чуть не умер. В итоге после выздоровления он был комиссован по здоровью и в конце 1942 года вернулся в свой московский театр.
Кинокарьера актера развивалась уже после войны. Всего в фильмографии Гриценко сравнительно мало фильмов — менее пятидесяти.
Но все роли были запоминающиеся, и он быстро стал известным и узнаваемым. Где-то в конце шестидесятых коллеги по театру стали замечать, что Николай Олимпиевич изменился.
К тому времени он уже был народным артистом СССР, мог пропустить репетицию, часто спорил с режиссерами, начал злоупотреблять алкоголем и в бытовом плане стал более капризным и требовательным. Но, тем не менее, артист был востребован как в театре, так и в кино.
Позже было несколько случаев, когда актер забывал слова своей роли по ходу спектакля. Потом тоже самое стало случаться и на съемках. Вначале все считали, что актер «зазвездился» и просто ленится заучивать слова. Но потом поняли, что у Николая Олимпиевича проблема с памятью.
Постепенно эта проблема усугублялась. Позже режиссер фильма «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова вспоминала про съемки эпизода диалога Штирлица с генералом в исполнении Гриценко в вагоне поезда.
Играл Гриценко очень точно и именно так, как хотела Лиознова. Но он постоянно забывал свои слова. Вокруг него были прикреплены бумажки со словами роли, которые не попадали в кадр, но были видны актеру.
Но в связи с плохим зрением он половину из них не мог прочитать и поэтому иногда импровизировал. И получалось достаточно успешно.
Некоторые такие дубли с его уместными импровизациями позже вошли в фильм. Но всем уже было понятно, что у актера есть серьезные проблемы с памятью, да и с психикой тоже. Он мог забыть слова буквально через 10-20 секунд после того, как их повторял. И мог «взорваться» по пустяку или совсем без повода.
Постепенно болезнь развивалась. У Николая Олимпиевича стали появляться различные видения. Он мог вдруг резко отключиться и потом не понимал, где он находится и кто вокруг?
Потом вроде приходил в себя, но позже всё опять повторялось. Появилась и мания преследования. Сначала только когда выпьет, но потом и у трезвого.
Он наблюдался у психиатра и принимал лечебные препараты, но психическая болезнь прогрессировала. В итоге он был помещен в стационар, где со своим склочным характером умудрился поссориться не только с другими больными в его отделении, но и со всем медперсоналом.
Например, он, не церемонясь, мог взять из общего холодильника любые продукты, которые ему хотелось. А если ему не хотелось ночью спать, он везде, где можно, включал свет и громко расхаживал, что-то напевая и разговаривая сам с собой.
А когда персонал пытался его уложить спать, то он громко возмущался. Обычно при этом просыпался весь этаж. Понятно, что его не любили, но трогать боялись, всё же народный артист СССР, лауреат Государственных премий.
Но когда он в очередной раз ночью похозяйничал в общественном холодильнике, часть продуктов съел, а другие, которые ему не понравились, просто выкинул на пол, то больные сорвались.
Его повалили на пол и стали избивать, а один из них начал душить. Люди из медперсонала прибежал быстро, но спасти актёра не удалось. По официальному заключению, его смерть наступила от асфиксии.
На следствии виновные были признаны невменяемыми и по решению суда направлены на принудительное лечение, где они и так уже находились.
В административном порядке были наказаны и медики, дежурившие в ту смену, а заведующий отделением был уволен по несоответствию, что в советское время означало запрет на профессию.
Николая Олимпиевича Гриценко, как заслуженного и известного человека с причитающимися почестями похоронили на Новодевичьем кладбище.
Так печально и нелепо в декабре 1979 года закончилась жизнь великолепного актера, которому на тот момент было 67 лет.
Оставить комментарий